Энциклопедия
Mestre Camisa
28.10.1955г.
Рассказать друзьям:
Биография
Местре Камиза (Jose Tadeu Carneiro Cardoso) родился 28-го октября 1955 г. на ферме Эстива (Estiva) недалеко от городка Якобина (Jacobina) в самом центре Баии (Bahia) в большой семье – у него было пять сестер и четверо братьев. С детства окруженные легендами и историями о загадочных капойэристах, способных несколькими ловкими движениями разогнать двух, трех и даже – страшно представить – десятерых человек, ребята росли в атмосфере полной свободы, окруженные первозданной природой Баии.
В 1963 г. старший брат будущего Местре, Camisa Roxa (Edvaldo Carneiro e Silva), начал обучать младших некоторым приемам капоэйры, которым он научился во время своего путешествия в Сальвадор в академию Местре Бимбы. Уроки, который преподавал Camisa Roxa, увлекли не только членов его семьи, но и всех, кто жил рядом – соседей, дальних кузенов, которые присоединились к тренировкам. Место для упражнений предоставила сама природа – это были и холмы, и пруды, и берега многочисленных рек.
Но в 1964 году вместе со смертью главы семейства круто изменилась и жизнь Камизы – семье пришлось переехать в Сальвадор, в мир, очень сильно отличавшийся от спокойного и размеренного пространства фермы. Камизе пришлось жить в маленькой квартире, следовать жесткому расписанию уроков в школе и делать домашние задания – все это, конечно, не пришлось по душе будущему Местре.
Счастливый случай столкнул его с двумя мастерами, которые помогли мальчику открыть новую страницу в его жизни - Местре Вальдемаром (Mestre Waldemar) и Местре Трайром (Mestre Traira). Камиза начал изучать так называемую «уличную капоэйру» (capoeira de rua), которая помогла ему приобрести некоторый опыт «хитрой», «двуличной» игры.
Совсем неожиданно юный Камиза открыл в себе способности к преподаванию и начал обучать капоэйре уличных мальчишек со своего района (местом для своих тренировок они выбрали футбольное поле сахарного комбината и площадку перед школой Пираха (Piraja)) Довольно быстро они стали хорошо играть в родах (roda) во время "festa de reis" - традиционного праздника района Лапинья.
Однако не все члены семьи одобряли увлечение Камизы капойэрой. Большую часть времени мальчик проводил на улице, редко бывал дома и все время попадал в различные передряги, что не могло не волновать его старшего брата – Камизу Роха. Он посоветовал матери отвести его в Академию Местре Бимбы под условием, что Камиза не будет забывать о посещении школы.
Несмотря на то, что Камиза не был новичком на момент прихода в зал к Бимбе, он прошел через ритуал инициации - Мастер взял его за руки, обучая базовому движению капоэйры - джинге (ginga). Некоторое время они двигались вместе, после чего Бимба устроил Камизе несколько традиционных проверок того времени - "agachamento", "queda de rins", "passada de pes por cima da cadeira" – и после этого попросил более опытного новичка показать будущему Местре «Связки Бимбы» ("Sequencia de Bimba").
С этого момента Камиза начал быстро развиваться.
В тот же месяц, он прошел аттестацию (Batizado) у Каланго (Calango), согласно древним традициям капоэйры. Старший брат Камизы – Камиза Роха – поддерживал и направлял его, что давало ему дополнительный стимул для роста изо дня в день. Стоит отметить, что Камиза никогда не пропускал занятия в академии Местре Бимбы. Отсутствовал он лишь однажды – ему пришлось проводить обратно в Эстиву тяжело больную мать.
Развитие будущего Местре шло стремительно, и уже в возрасте 14 лет он стал выпускником академии вместе вместе с Macarrao, Onca Negra и Torpedo, а сестра Noemilde стала его крестной матерью. В честь выпуска устроили грандиозную вечеринку в Amaralina с проведением традиционных ритуалов – испытанием огнем, бенгелой, игрой с именитыми капоэйристами, и, конечно, самбой (roda de samba) до рассвета. Параллельно с тренировками в академии у Местре Бимбы Камиза участвовал в национальных праздничных шоу, столь популярных в то время в Баии. Они включали в себя такие элементы, как самба, "puxada de rede", "candomble", макулеле и капоэйра. Шоу напоминали театральные представления, в них участвовало около 50-ти человек - актеров, танцоров и капоэйристов. Их можно было увидеть везде – и в концертных залах, театрах, на дискотеках, в клубах и на телевидении. Камиза состоял в группах "Viva Bahia", " Ogundele" и "Olodum Mare" (последней руководил его брат - Камиза Роха). В то время они все составляли одну компанию с такими именитыми капойэристами, как Lua Rasta, Vilobaldo, Cobrinha do Pastinha, Manoel pe de bode, Joao Grande, Mistura Fina, Lucidio, Pampone, Sergio Tata. Одно из самых приятных воспоминаний Камизы о том времени - это шоу "Herancas de Angola" в театре Viva Velha в Сальвадоре. Тогда Местре Жоао Гранде (Joao Grande) выбрал его, чтобы они вдвоем открыли спектакль игрой "ангола".
В 1972 году, когда Камизе было 16 лет, компания "Olodum Mare" после тура по Бразилии с шоу "Furacoes da Bahia" (Ураган из Баии) приехала на полугодовой сезон в Рио-де-Жанейро. Они выступали в Canecao, театре Opiniao и в городском театре Niteroi, и одновременно репетировали шоу для тура по Европе. Поначалу труппа из 40 человек жила в старом студенческом общежитии в Лапа (Lapa), затем в Hospedaria Sul America, чуть позже они сняли целый дом на улице Laranjeiras. Свободное от репетиций время Камиза посвящал знакомству с капойэрой Рио-де-Жанейро. Вместе с участниками шоу - Gatinho, Fernandinho, Lustroso, Flecha, Sarigue, Roberto - он посещал городские роды. Со временем он познакомился со всеми мастерами, живущими в городе и за его пределами, и стал постоянным участником их род. Но, когда подошло время отъезда группы в Европу, и, по соглашению, Камиза должен был вернуться в Сальвадор, к повседневной жизни, чтобы закончить там свое обучение, он внезапно осознал, что не хочет покидать этот город. Старший брат оплатил ему трехдневное пребывание в гостинице и купил автобусный билет до Баии, но Камиза просто не мог представить, как он может оставить это место, этих людей, этот солнечный песок Рио-де-Жанейро. И он разорвал свой билет и остался.
Не самую последнюю роль при принятии данного решения сыграло и то, что его брат уехал на гастроли в Европу, а Местре Бимба отправился в Гояс (Goias). Камиза оказался на улице без крова над головой и пищи. Стыдясь попросить знакомых о помощи, он изображал путешественника и спал два дня под открытым небом. Затем он вспомнил об Артуре, с которым познакомился, когда жил на улице Laranjeiras, и рассказал ему о своем тяжелом положении. Друг пришел на выручку и разместил Камизу на полу маленькой комнаты. Камизе приходилось возвращаться поздно ночью, а уходить до восхода солнца, поскольку жильцам не позволяли делить свои комнаты с кем-то еще. Это были темные страницы в жизни Камизы, но , однако, они еще больше укрепили его в желании развивать капоэйру в Рио-де- Жанейро.
Напротив Casarao da Hospedaria, на улице Cardoso Junior располагалась академия Judo Nissei, владельцами которой были два тренера - Харольдо (Haroldo)и Мараньао (Maranhao), превосходно игравшие на беримбау и участвовавшие в постановках Камизы Роха. Камиза отправился туда с просьбой о возможности ведения тренировок и ночлега в зале. Мараньао согласился и вывесил на двери табличку с надписью "уроки капоэйры". Первым записавшимся был "Gaucho" (человек с юга Бразилии), который был на спектакле Баии в Rio Grande do Sul и по чистой случайности жил на той же улице, где располагалась академия. Половина денег уходила академии, половина доставалась Камизе. Первую свою зарплату он потратил на проведение рекламной компании. Теперь, когда у него была крыша над головой и еда, он смог погрузиться в рутинную, но приятную череду каждодневных тренировок.
В группу Senzala Камиза попал случайно. Он продолжал посещать субботние роды и теперь брал с собой своих учеников. Однажды у него вышел спор с одним из участников, который попытался выгнать будущего Местре, говоря, что тот не принадлежит к школе Senzala. Тогда другой "сензалец" заступился за Камизу, объяснил, что он из Баии, является учеником Местре Бимбы и братом Камизы Роха, которому они многим обязаны (он учил, тренировал их, проводил во все роды и знакомил со старыми мастерами Баии, когда они приезжали в Сальвадор). С этого момента Claudio, Danadinho, Borracha, Preguica приняли Камизу в группу Senzala. Итак, в 18 лет (в 1973 году) он получил красный пояс преподавателя. В Баии у него не было кордао (пояса) - там капоэйристы использовали простые тонкие веревки или шнурки, чтобы удерживать штаны. Камиза проработал в составе группы Senzala долгих 13 лет. Вскоре после принятия, Gato уступил ему несколько собственных часов, и Камиза начал преподавать в ассоциации. Он очень быстро влился в команду и долгие годы был ответственен за проведение субботних род. Первые из его учеников (Claudio Moreno, Arara и Mula) получили красные кордао в 1977 в Guanabara Club.
К сожалению, никто из них, даже Камиза, не достигли того возраста, когда присуждается звание мастера. Все они остались простыми учителями. Тем временем Камиза продолжал работать над своей техникой и методами преподавания, и постепенно приобрел известность среди капоэйристов Рио-де-Жанейро. Он также не забросил своего участия в шоу и театральных выступлениях, и даже снялся в фильме Antonio Carlos Fontoura "Cordao de Ouro" (Золотой пояс), сыграв роль Огума (Ogum), который проводил обряд посвящения главного героя, чью роль исполнил небезызвестный Нестор Капоэйра (Nestor Capoeira). В 1982 году, в честь открытия "Circo Voador" в Ипанеме, Камиза с учениками и актерами Chico Dias (Bem-te-Vi) и Claudio Balthar (Parafina) поставили спектакль "Cantas e Dangas da Terra", основной темой которого стала именно капоэйра. Впервые приглашение за границу пришло от Камизы Роха, и младший брат отправился в Европу для участия в шоу. С каждым годом Камиза получал все больше приглашений для проведения тренировок, мастер- классов и даже месячных курсов по капоэйре, но времени катастрофически не хватало, и Камиза поставил своей целью вырастить собственных профессоров, которые могли бы выступать в шоу и проводить мастер-классы в Европе.
В 1984 году Камиза, воспользовавшись огромным пространством Circo Voador в Лапе, провел Первый Национальный Семинар Искусств по Капоэйре. В нем участвовали лучшие мастера Баии и множество капоэйристов со всей Бразилии. На протяжении целой недели проводились лекции, тренировки, происходил обмен опытом, и участники получили возможность полностью погрузиться в атмосферу капойэристического лагеря. К середине восьмидесятых годов прошлого века Местре Камиза по праву стал уважаемым человеком в капойэристическом сообществе, его ценили не только за его собственную, отработанную годами методику преподавания капойэры, но и его непрекращающиеся попытки открыть что-то новое в этом удивительном бразильском искусстве. Основной целью, которую всегда ставил перед собой Местре Камиза, было создание большой профессиональной школы, но это было невозможно до тех пор, пока капоэйра не заняла бы заслуженное место в бразильской культуре.
В 1986 Местре Камиза отделился от группы Senzala и перешел в группу Capoeirarte. Но, спустя два года, он почувствовал необходимость в создании большой организации, способной оказывать самую различную поддержку капоэйристам, начиная от вопросов питания и крова и заканчивая оказанием психологической поддержки. Таким образом, в 1988 году, появилась ABADÁ-СAPOEIRA (Бразильская Ассоциация Поддержки и Развития Искусства Капоэйра), основной целью которой стало формирование профессиональных капоэйристов.