+7 (925) 555-00-77 звоните, не укусим :)
Mestre João Grande

Mestre João Grande

Grande Mestre João Grande
ученик местре Паштиньи

Биография

Mestre João Grande Жоау Оливейра дос Сантос (João Oliveira dos Santos) - Местре Жоау Гранди (mestre João Grande) родился 15 января1933 г., в крошечной деревушке Итажи (Itagi) на юге штата Баия, между Ильеус (Ilheus) и Итабуна (Itabuna). Итажи настолько мала, что даже не отмечена на картах региона.

В молодости у Жоау не было времени на учебу, школу и даже игры, он работал на полях вместе со своей семьей. Тем не менее, у него еще оставалась возможность заниматься тем, что ему нравилось: наблюдением за окружающим миром, природой. Его очаровывало то, как ветер дует между деревьями и волнует воды океана, но особенно Жоау завораживали движения животных, и в особенности взмахи крыльев, полет птицы и бросок нападающей змеи. И это очень повлияло на его практику и понимание капоэйры. Когда ему было 10, он в первый раз увидел «корта капим» (“corta capim”), движение, которое делают припадая к земле, вытянув вперед одну ногу, а затем, поворачивая по окружности, перепрыгивают через неё другой ногой. Удивленный, он спросил, как это называется, и ему ответили, что это «Танец Наго» и так танцуют потомки африканцев в Сальвадоре. Йоруба Северо-Восточной Нигерии оказали огромное культурное влияние на Сальвадор, который считался «Черным Римом» Бразилии. А сам танец, на самом деле, пришел из Центральной Африки и называется капоэйра. Жоау выучил правильное название движения, которое увидел, лишь много лет спустя, но оно навсегда изменило его жизнь.

В десять лет он покинул дом в поисках «Танца Наго». Молодой Жоау отправился пешком на север. По-пути, что бы выжить трудился на плантациях Баийи. Он останавливался в семьях других рабочих, двигаясь от одной фермы к другой. Наконец, после 10-ти лет, проведенных в дороге, он добрался до Сальвадора, родины капоэйры. В первый раз он увидел капоэйру в местечке с поэтичным названием «Волчья ферма» ("Roça do Lobo"). В тот день он попал не на обычную уличную роду, а, фактически, на собрание важных в капоэйре личностей, таких как Менину Горду (Menino Gordo), Жоау Пекену (JoãoPequeno), который был там со своим первым учителем капоэйры – местре Барбозой (Barbosa), а так же великий волшебник капоэйры Кобринья Верди (Cobrinha Verde), один из самых опытных игроков той эпохи. Восхищенный, Жоау спросил местре Барбозу, как называется эта игра, и тот ответил: «Это капоэйра!». Тогда Жоау поинтересовался, где может ей учиться. Местре Барбоса отправил его к Жоау Пекену, с которым они потом стали ближайшими соратниками в капоэйре. Жоау Пекену, свою очередь, привел его к местре Паштинье (Pastinha), который был основателем известной академии в Кардиал Пекену (CardealPequeno), по соседству с Бротас (Brotas). И капоэйра там была необыкновенная, ведь роды, которые устраивал Паштинья, всегда были переполнены самыми именитыми капоэйристами. Жоау попросил разрешения присоединиться к академии и Паштинья взял его к себе в ученики, положив начало отношениям, которые оставили в жизни будущего местре глубокий след.

Заниматься Жоау начал относительно поздно, потому что к тому времени ему было уже 20 лет. Но он стал тренироваться вместе с остальными в академии Паштиньи, у Кобриньи Верди, однако большее влияние на тот момент и впоследствии на него оказал Паштинья. Капоэйра-ангола сделала жизнь Жоау лучше, обогатила её, но те времена были трудными для него и многих других капоэйристов. Большинство из них много работало, часами вкалывая за ничтожную плату, что бы хоть как-то обеспечить себя и свои семьи. Многие капоэйристы работали в доках, на пристани, нагружая и разгружая корабли. В перерывах они часто играли, или, как они это называли «vadiar» капоэйру. Само по себе слово «vadiar» означает бродить, бездельничать.

Со временем Местре Жоау Гранди стал настолько известным капоэйристом, что когда Карибе (Carybe), художник, знаменитый своими работами в области африканской культуры на территории Баии, решил изучать капоэйру, он выбрал Жоау Гранди, как представителя, образец. Жоау Гранди и Жоау Пекену снялись во множестве фильмов о капоэйре, включая один, в котором они показали технику использования ножа в этом искусстве. В 1966 г. Жоау Гранди и Жоау Пекену отправились в Сенегал, что бы принять участие в Первом Международном Фестивале Черных Искусств в Дакаре. А в 1968 году Паштинья вручил ему Диплом Капоэйры, делавший его полноценным, признанным мастером капоэйры.

Позже он стал путешествовать по Европе и странам Ближнего Востока вместе с «Viva Baiha», как руководитель этой группы, представлявшей афро-бразильские народные искусства, такие как капоэйра, самба ди рода, макулеле, кандомбле и пушада ди реди Через некоторое время для академии Паштиньи настал трудный период. Самого Паштинью, старого, больного и почти полностью ослепшего, правительство попросило освободить здание для реставрации. Однако оно так и не вернулось к Местре. Вместо этого там открылся ресторан, в котором организовывались вечера, концерты и приемы (сейчас он называется SENAC).

Паштинья умирал сломленный и подавленный тем, как с ним обошлись, но он никогда не сожалел о прожитой им жизни капоэйриста. После смерти Паштиньи, местре Жоау Гранди перестал практиковать капоэйру. Он продолжил заниматься музыкой и танцами в народных постановках, но в роду больше не выходил. Он вернулся в 1980г., когда Местре Мораес и Кобринья Манса уговорили его выйти из «отставки».

Он начал преподавать в их организации Группа Капоэйра-Ангола Пелуринью. В 1989 Желон Виэйра пригласил его принять участие в турне по США. Желон стал первым, кто официально познакомил Соединенные Штаты с капоэйрой, произошло это в 1974 г. Турне имело огромный успех. В 1990 г. Жоау вернулся туда, что бы представить капоэйру-анголу на Национальном Фестивале Черных Искусств в Атланте, в Джорджии и в Центре по изучению Черной Культуры «Schomberg» в Нью-Йорке. Там он и остался преподавать, поняв, что ему нравится в США. Местре Жоау Гранди обучил тысячи учеников в своей академии и организовал бесчисленное множество представлений с капоэйрой-анголой. Он путешествовал по Европе, Бразилии, Японии и многим штатам Америки, обучая и выступая.

В 1995 году он получил звание почетного доктора Колледжа Упсала (Upsala College), East Orange, NJ. В 2001 г. он был награжден Центром Национального Наследия, от программы Вклада в Народные Искусства, а это одна из самых престижный премий, для тех, кто практикует традиционные искусства в США.

Местре Жоау Гранди так же выпустил аудио CD и несколько DVD, в создании которых принял участие он сам и его студенты, а так же известные в капоэйре-анголе люди. Отрывок из книги «Капоэйра-ангола и местре Жоау Гранди» Даниэля Доусона.