Энциклопедия
Mestre Pastinha
Местре Паштинья (Vicente Ferreira Pastinha)
05.04.1889 – 13.11.1981
Рассказать друзьям:
Биография
Общеизвестно, что капоэйра менялась в ответ на давления правительства. И для того чтобы выжить, ей пришлось адаптироваться к окружающим изменениям. В капоэйре Ангола движения очень медленные, менее агрессивные и более игровые. Но в то же время само исполнение движений тщательно замаскировано, хитрые, обманные низкие уходы духовно привязаны к ранним корням капоэйры.
Упорно продолжали практиковать и учить этому искусству такие люди как Кайсара, Тотонья де Маре, Билушка и Тибурку (Caicara, Totonha de Mare, Bilusca and Tiburco), но это еще не все. Человек, который заслуживает особого внимания – это Висент Феррейра Паштинья, более известный как Местре Паштинья. Родившийся в 1889 году, он стал народным героем капоэйры в Сальвадоре, Баии. Несмотря на то, что Местре Паштинья был маленьким и худым мальчиком, это ему не помешало в 16 лет устроиться на работу вышибалой в игорный дом, расположенный в пользующемся дурной славой районе города. Остается только догады- ваться, какими бойцовскими качествами он обладал. Он также был прекрасным рассказчиком и просве- щенным учителем капоэйры. Местре Паштинья открыл свою Академию «Центр Спорта Капоэйры Ангола» («Centro Esportivo de Capoeira Angola») в 1941 году в Плаза Пелориньу и продолжал там преподавать на протяжении нескольких десятков лет. Когда у Местре Паштиньи спрашивали, что капоэйра значит для него, он отвечал: «Капоэйра — это то, чем я питаюсь» («Capoeira é tudo que a boca come» - дословно: «Капоэйра – все, что ест рот»).
Глазами опытного бойца Капоэйра Ангола может показаться не боевым искусством. Если анализировать ее с точки зрения физической агрессивности, можно упустить суть этого искусства. Он включает в себя высокий уровень умственной концентрации. Это отражается в полном понимании всех ритуалов, использовании сце- нического искусства, обманах и уловках и тщательном исследовании всех вариантов, прежде чем ответить. Ангола – это игра полная экспрессии, баланса и контроля. Музыка и следующие в ритм ей движения мед- ленные и низкие к земле. Удары редко наносятся выше области пояся. Блокировка и остановка ударов и движений оппонента осуждается. Изящные удары применимы, но они не выполняются лишь в целях красоты, они должны быть вложены в формат атаки-контратаки игры. Здесь важно среагировать и предугадать дей- ствия оппонента, как в шахматах.
Ключ к игре капоэйры Анголы – это обман, который является центральной темой во всех играх. Драма наполняет игру, которая изобилует выражениями удивления, страха, ликования, усталости, ложных травм и другие уловки, применяемые, чтобы отвлечь внимание и запутать соперника.
В дополнение к этому в капоэйре Анголе, комплекс ритуалов проводится по всем правилам с особым уважением к традициям прошлого. Выявление незнания каких-либо ритуалов вызовет насмешки знающих капоэйристов. Игра капоэйры Ангола может быть очень долгой, иногда 30 минут и более. Местре Паштинья обращал внимание своих учеников на защиту и терпение, уверяя, что нужный момент неизбежно придет.
Некоторые капоэйристы утверждают, что Капоэйра
Ангола единственная настоящая капоэйра, а все новые стили – это извращения искусства. Другие изучают разные стили заявляя, что каждый стиль – это всего
лишь одна из составляющих капоэйры. Независимо от
различных мнений по этому поводу, Капоэйра Ангола
заслуживает почтения и уважения. Она хранит в себе
те немногие ключи к истории Капоэйры прошлых лет.
Материал взят из книги братьев Рогозиных "ВВЕДЕНИЕ В КАПОЭЙРУ".